Коррекционная работа в МБДОУ д/с «Алёнка»
В соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда и по заявлению родителей проводится логопедическое обследование обучающихся старшей и подготовительной к школе групп. По результатам логопедической диагностики родителям учитель-логопед предоставляет персональные консультации. Одна из консультаций опубликована ниже.
Как проходит зачисление детей на занятия
Зачисление на логокоррекционные занятия проводится по заявлению родителей учителем-логопедом ДОУ. В первую очередь, зачисляются дети подготовительной к школе группы. Рекомендованное количество, занимающихся на логопункте в течение года, составляет 25 воспитанников. Продолжительность коррекционного обучения находится в прямой зависимости от логопедического заключения.
Дети зачисляются на занятия на срок от 3 до 12 месяцев. В исключительных случаях, например, по направлению ППК, на логопункте могут заниматься дошкольники с общим недоразвитием речи или дизартрией, продолжительность их обучения – 1,5-2 года. По мере исправления недостатков речи дети выводятся из логопункта, и заменяются другими.
Работа с детьми
Логокоррекционная работа проводится со второй половины сентября по июнь включительно. Основной формой коррекционно-развивающей работы являются занятия: индивидуальные и подвижными микрогруппами. В микрогруппы объединяются 3-4 ребенка с идентичными нарушениями речи.
Состав группы может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений, а также в связи с отсутствием детей в дошкольном учреждении. Длительность индивидуальных логопедических занятий составляет 10-15 минут, занятий в микрогруппе – 15-20 минут.
Коррекционную помощь ребенок получает 2-3 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка. Контроль за правильным звукопроизношением ребенка осуществляется не только логопедом, но и воспитателями группы, и родителями.
(Обещанная консультация.)
Этапы постановки звуков. Нетрадиционные приёмы гимнастики.
Этапы постановки звуков:
- Подготовительный
- Постановка звука
- Автоматизация
- Дифференциация (если требуется)
- Введение звука в самостоятельную речь
Остановимся на подготовительном этапе.
Работа на нём направлена на:
— развитие артикуляционной моторики (утрированной, интенсивной артикуляции и моторной памяти)
— постановку речевого дыхания (речь о диафрагмальном дыхании, а также о выработке сильной струи воздуха)
— развитие фонематических процессов (ребенок должен слышать звук и различать его в потоке других фонем, правильно определять его место в слове)
Зачастую у детей вялая слабая артикуляция, что не позволяет подобрать нужный уклад для произнесения определённого звука.
Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает речевая гимнастика. Но не только проведение гимнастики в традиционном её виде справляется с этой ролью, но и разнообразные артикуляционные упражнения и приёмы, о которых я расскажу позже.
По артикуляционной гимнастике
Сборник упражнений. Можно хранить в телефоне и заниматься с ребенком в любую свободную минуту. Рекомендуем.
► Артикуляционная гимнастика (Открыть/Скачать PDF)
В разработке артикуляции помогают некоторые приёмы:
- Грубая пища. Морковь, яблоко. Причём не порезанное на кусочки, а именно откусывать передними зубами, дабы формировать артикуляционный уклад для произнесения шипящих звуков.
- Рассасывание карамели. Не грызть, а именно рассасывать, катать во рту, тем самым тренируя мышцы языка, губ и щёк. Также чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов.
- Жевание жевательной резинки.
- Можно заменить на грушу, спринцовку, соску, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников. Лишь бы что-нибудь жевать. Разрабатывать артикуляционные мышцы.
- Пить напитки через трубочки. Через неё же затем дуть.
- Надувать мыльные пузыри.
- Надувать шарики. Дать ребёнку шарик, пусть надувает и сдувает его.
- Артикуляционные игры с ложками, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей (дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка).
- Упражнения для язычной и губной мускулатуры. Чайную ложку взрослый приставляет к губам ребёнка. Ребёнок в свою очередь толкает ложку вперёд упираясь в вогнутую сторону.
- Упражнения для щёчной мускулатуры с водой. Поскольку вода более плотное вещество, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. (Полоскание полости рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла). Эти упражнения можно включить в режимные моменты в саду.
- «Голодная лягушка». Язык плотно прижимает бинт ко всей поверхности верхней губы. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать позицию 10 – 15 секунд. Также выполняется это упражнение только язык прижимает бинт к нижней губе.