Проблемы современных дошкольников

мама и ребенок
Дети двадцать первого века значительно отличаются от детей прошлых поколений. Это связано с развитием информационных технологий и общества в целом. Современная картина детства строится на основе психолого-педагогических исследований детей нового поколения, их поведения и способностей.

Кандидаты психологических и педагогических наук выделяют шесть типов развития детей:
— агрессивные дети
— одаренные дети
— инфантильные (эмоционально, личностно незрелые) дети
— цифровые дети
— одинокие дети
— дети с особенностями развития

Остановимся на каждой категории для более глубокого понимания проблем и особенностей детей разных групп.


1. Агрессивные дети.

Сразу стоит сказать, что агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам существования. Детская агрессия – проблема не только нового поколения детей, однако двадцать первый век характеризуется обилием стрессов и стрессовых ситуаций, что ухудшает эмоциональный фон как взрослого, так и ребенка. Причин детской агрессии немало. Это и темперамент, и некорректная критика, и генетика. Агрессия – серьезная проблема, которая способна замедлить эмоциональное и личностное развитие ребенка. Агрессивный ребенок имеет ряд проблем с эмоциональным фоном и выражением чувств, не может адекватно оценивать собственное поведение, обладает низким уровнем эмпатии.

2. Одаренные дети.

С развитием общества растет количество одаренных детей. Одаренные дети имеют выдающиеся способности, высокий интеллект и/или большой творческий потенциал и креативность. Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей. Одаренным детям присущи: хорошая память, оригинальность и гибкость мышления, самостоятельность. Однако некоторый процент одаренных детей имеет значительные проблемы, связанные со взаимодействием с другими детьми и межличностными отношениями. Это, пожалуй, единственный негативный аспект одаренности.

3. Инфантильные дети

Инфантильных детей отличает личностная и эмоциональная незрелость. Это ведомые люди, склонные к подражанию, легко внушаемые. Таким детям тяжело преодолевать трудности, они быстро меняют интересы, неспособны длительное время заниматься конкретной деятельностью. Инфантильные дети зачастую беспечны. Некоторые представители данной группы имеют выдающиеся творческие способности. Ученые связывают это с сохранной детской непосредственностью.

4. Цифровые дети

Цифровые дети – проблема, которая появилась в двадцать первом веком в связи с развитием технологий и внедрением их в повседневную жизнь. Такие дети знакомы с гаджетами и компьютерными играми с ранних лет. Компьютер, вопреки мнению многих родителей, в большинстве случаев не развивает детей. Связано это с тем, что ребенок повторяет одни и те же действия, что никак не может повлиять на развитие каких-либо способностей. Дети не изучают компьютерные технологии, они пользуются готовыми алгоритмами включения/выключения игры и т.п.
Согласно исследованиям, большинство детей предпочитают бродилки и аркады. А вот стратегии и ролевые игры, которые действительно могут помочь развитию тех или иных качеств и способностей, дети обходят стороной. Цифровые дети зачастую остерегаются игр со сложным сюжетом.

5. Одинокие дети.

Главная причина детского одиночества — отсутствие должного внимания со стороны родителей. Таких детей отличают скудные контакты со сверстниками, чувство отрешенности, ощущение внутренней пустоты. Такие дети нуждаются во внимании и ласке. В некоторых случаях одинокие дети, за неимением внимания со стороны взрослых, начинают обращать внимание на окружающий мир гораздо больше, чем другие дети. Отсюда вытекает рассвет творческих способностей.

6. Дети с особенностями развития.

Главная проблема – это создание необходимых условий для обучения этих детей. Неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ, недостаток финансирования со стороны государства усугубляют ситуацию.

Проблемы развития современных детей, безусловно, должны быть учтены педагогами при разработке подходов к воспитанию и обучению.